Виды и этапы бенчмаркинга

Финансовая грамотность

Всем салют! Как показывает практика, многие из вас интересуются смежными темами – например, открытием и развитием бизнеса. И здесь интересно такое понятие, как бенчмаркинг. Он вряд ли пригодится вам в инвестировании, но будет полезен, если вы уже занимаетесь или хотите заняться предпринимательством. Возможно, вы даже примените его основы и базовые идеи в самой обычной работе.

Что такое бенчмаркинг

Думаю, вы заметили, что отдельные компании показывают шикарные результаты из года в год, имеют колоссальный опыт, постоянно растут. Они неизбежно входят в список лидеров своей отрасли. Можно назвать много причин успеха, но одна из главных – непрерывное развитие.

Их владельцы нацелены на рост и правильные изменения, а менеджеры ищут и внедряют новые решения. Они придумывают, а затем тестируют идеи, которые могли бы способствовать улучшениям. Например, оптимизировать процессы, обеспечить грамотную экономию, повысить качество продукта, сделать его более востребованным.

А у других организаций такого курса на развитие по тем или иным причинам нет. И метод бенчмаркинга – это как раз то, что позволяет расти вслед за популярными компаниями, даже если нет талантов идеального управления. Такой подход – целая наука, но можно брать и отдельные идеи.

Если говорить совсем кратко и просто, это стремление «подсмотреть и сделать так же». Кто-то скажет, что такой подход неэтичен, но в мире бизнеса всему давно придумали оправдания и даже дали таким действиям название – бенчмаркинг.

В этот способ входит множество действий. Вот лишь некоторые из них:

  • мониторинг акций, распродаж, бонусных программ;
  • изучение ценовой политики;
  • отслеживание всевозможных изменений;
  • выявление и анализ различных показателей, которые предположительно влияют на результат.

Бенчмарками, в свою очередь, называют те самые эталонные показатели, к которым нужно стремиться. То, что, по мнению конкурента, стало причиной быстрого роста. Именно их выявляют, а затем применяют.

Классический пример – бонусные карты супермаркетов. Сначала они появились у одной сети, потом у второй, третьей… Затем супермаркеты стали сражаться между собой в игре «кто даст покупателю больше плюшек» и т. д. Владельцы прекрасно поняли, что хорошая бонусная программа формирует лояльность посетителей.

Или продвижение сайтов. Крайне популярная схема – находить сайты конкурентов в топ-3 или топ-10 поисковиков и анализировать их от и до. Затем пишутся подобные тексты, повторяется структура, количество слов по теме, ссылки и многое другое. В целом стремятся к тем же показателям. Здесь всё сложнее, поскольку система выдачи – вещь загадочная, всё не так очевидно. Но суть действий та же.

В каких случаях применяют бенчмаркинг

Если верить специалистам, бенчмаркинг компаний используется в двух случаях:

  • когда нужно выявить направление роста и развития;
  • когда есть готовая стратегия, но нет понимания, как лучше реализовать проект. То же касается отдельных идей.

На практике все действия, пожалуй, куда больше ориентированы на личную выгоду предприятий-конкурентов. Они с удовольствием перенимают опыт других компаний, чтобы урвать кусочек успеха, и далеко не всегда спрашивают на это разрешения, если точнее, почти никогда. Ни одна крутая организация не застрахована от того, что ее гениальные идеи или уникальные рецептуры не стащит кто-то другой, чтобы немного видоизменить и выдать уже за свои. С этим приходится просто мириться.

Если вы занимаетесь бизнесом, для вас такая новость скорее хорошая, чем плохая. Вы можете спокойно заниматься бенчмаркингом, применяя идеи лучших. И вряд ли вас кто-то за это осудит.

Виды бенчмаркинга

И вот мы подошли к тому, на какие же разновидности делится бенчмаркинг. Поскольку понятие очень обширное, есть множество методов, которые оно в себя включает, а также его типов.

Внутренний бенчмаркинг

Самый простой и невинный вариант. Он даже не подразумевает отслеживания деятельности других компаний. Все процессы происходят исключительно внутри отдельно взятой организации.

Внутренний бенчмаркинг предприятия проводится в крупных компаниях. Например, когда один отдел, филиал или подразделение показывает явно лучшие результаты, проводится многоуровневый анализ его деятельности. Выявляются эталонные показатели. Также специалисты ищут те факторы, которые явно отличают выбранный отдел от других.

После выявления предполагаемых причин начинается тестирование в других подразделениях. Выбранная стратегия проверяется в деле, и, если она сработала, ее внедряют на уровне политики компании или общих правил для сотрудников. Так предприятие добивается качественного улучшения результатов во всех филиалах или отделах.

У этой разновидности тоже есть свои подвиды:

  • общий. Пример, что я описал выше, как раз подходит под этот случай. Такой вид направлен на выявление наиболее успешных отделов. Впоследствии задача руководителя – найти ключевые причины и внедрить опыт;
  • практический. Подразумевает исследование процессов в целом и выявление факторов, влияющих на улучшение показателей. Анализируют каждую мелочь, которая могла бы стать идеей для развития;
  • исторический. В этом случае проводится оценка результатов компании – разумеется, в цифрах – за прошлые годы. Если какой-то период был явно круче других, стараются выявить причины и повторить успех.

Конкурентный бенчмаркинг

Его также называют внешним – в противопоставление внутреннему. Чаще всего, если запланировано проведение бенчмаркинга, речь идет как раз о таком варианте.

Он подразумевает общее исследование деятельности компаний, занимающейся тем же направлением. Выявляются лучшие, составляется список. Дальнейшие действия помогают найти точки успеха.

Функциональный бенчмаркинг

По сути, разновидность конкурентного. В этом случае компания занимается мониторингом всех организаций своей ниши. Составляется список, выявляются те, у кого был прорыв в последние несколько лет, а также неизменные лидеры.

Затем проводится анализ успеха каждой из компаний. Как правило, в дальнейшем все изменения также отслеживаются. В некотором смысле организация идет в ногу с конкурентами. Конечно, немного отставая, но всё же эти ребята в итоге показывают результаты лучше, чем у большинства.

Общий бенчмаркинг

Тоже разновидность конкурентного. Подразумевает выбор лучших компаний, одной или нескольких, а затем полное отслеживание всех параметров, до которых можно добраться. Такой подход считается самым сложным, поскольку он требует значительных ресурсов. Ведь для оценки конкурентов нужно время и силы, этим должны заниматься специально нанятые люди, увлеченные и компетентные. У крупных компаний системы бенчмаркинга разрабатывают и реализуют целые отделы.

Как вы могли заметить, виды бенчмаркинга пересекаются между собой. Поэтому в целом можно выделить два: внутренний и внешний, то есть конкурентный. Всё остальное опционально. Если вы решили применить этот подход, то не обязаны придерживаться какого-то определенного подвида. Всё банально просто – берите те методы, которые нужны лично вам.

Этапы бенчмаркинга

Чтобы грамотно провести поиск бенчмарков, нужно знать также последовательность действий. Традиционно процесс делят на этапы. Они описаны ниже. Какими будут решения и методы внутри каждого этапа, зависит от конкретной ситуации.

Подготовка

Это начальный этап, включающий в себя анализ собственного проекта и отбор конкурентов. Здесь нужно поработать над следующими факторами:

  1. Выявить у себя проседающие области или те, которые хотелось бы улучшить.
  2. Найти компании, которые в этих вещах преуспели, и их показатели явно круче, чем у вас.
  3. Составить их список.
  4. Разработать дальнейший план действий, поставить сроки.
  5. Определиться, как вы будете справляться с вероятными препятствиями в получении нужной информации.

У вас под прицелом может быть одна компания или несколько. Начальные этапы бенчмаркинга направлены на грамотный анализ, сбор информации и снова анализ. Только сначала вы проводите оценку своих ресурсов, принципов работы, подходов к тем или иным действиям, а потом – то же самое, только уже у конкурентов.

Анализ

Когда вы определились с тем, на кого будете ориентироваться, пора определиться, какими именно методами вы будете пользоваться. Вариантов подхода к информации конкурента в бенчмаркинге довольно много, и предстоит выбрать часть из них. Иногда это делают еще на первом этапе.

Внедрение

После того как выявлены все эталонные показатели, их фиксируют и начинают внедрять у себя в организации. Думаю, здесь всё понятно. Подсмотренное у конкурентов нужно повторить и реализовать. Чтобы не бросалась в глаза полностью скопированная идея, реализуются похожие, но слегка измененные варианты.

Повторение

Повторение может подразумевать один или два пункта:

  • обязательный. Сделав один раз что-то, выявленное в процессе бенчмаркинга, владельцы компании повторяют это снова и снова;
  • необязательный. Продолжение отслеживания действий и прорывов конкурентов, выявление их новых идей и их копирование. Тогда применение бенчмаркинга становится постоянным, но часть этапов уже пройдена, остается только мониторить новые изменения и внедрять их.

Инструменты бенчмаркинга

Можно выделить некоторые инструменты, используемые в бенчмаркинге. Проще говоря, это те методы, с помощью которых собирают информацию.

Приведу некоторые примеры того, на что могут ориентироваться организации:

  • общая политика компании-конкурента – обзор того, что на виду у всех;
  • просмотр документации на сайте для выявления интересных данных;
  • изучение результатов всевозможных акций, мероприятий;
  • разбор бизнес-планов, находящихся в общем доступе;
  • анализ поставщиков и особенностей сотрудничества с ними;
  • оценка производственных мощностей;
  • изучение публикаций в СМИ.

В основном всё это находится в общем доступе, только некоторые данные порой сложно найти. Но в целом проблемы нет. Другое дело, что крупные компании могут использовать такой подход, как внедрение своих людей в штат, чтобы получить дополнительные данные. Хотя во многих случаях в таких сложных ходах нет необходимости. Проще получить информацию от тех, кто уже там работает или уволился.

В большинстве случаев всё это не нарушает никакие законы, хотя и заставляет лидеров придумывать всё больше и больше фишек для удержания своих позиций. И всё же подобные инструменты бенчмаркинга обычно не афишируются по понятным причинам.

Плюсы и минусы бенчмаркинга

Можно выделить следующие плюсы:

  • возможность перенять опыт лучших;
  • оптимизация процессов;
  • приток новых клиентов или повышение среднего чека;
  • выход на новый уровень;
  • отсутствие необходимости искать креативщиков, которые станут генераторами новых идей;
  • наличие готовых решений.

Минусы тоже есть. Даже грамотное использование бенчмаркинга может не привести к результату, поскольку идея устарела или не сработала по другим причинам. Также бывает, что выявленные фишки не получается внедрить у себя, потому что они не подходящие. Еще один недостаток – затраты времени и денег.

Типичные ошибки бенчмаркинга

Существуют и ошибки, которые компании повторяют с завидной регулярностью. Такие вещи иногда могут свести на нет все предыдущие старания.

Основные показатели неправильного подхода к вопросу:

  • бездумное следование идеям. Ключевые отличия могут крыться в целевой аудитории, предлагаемом продукте, регионе, климате, менталитете. Слепо копировать нельзя – нужно применять с поправкой именно на своих клиентов;
  • большая загруженность. Возникает, когда компания старается охватить все эталонные показатели сразу. Далеко не всем это под силу, к тому же не всегда имеет смысл – лучше делать пошагово;
  • улучшение одного параметра ценой ухудшения другого. Например, найдя фактор экономии, важно проверить, не упадет ли от этого качество;
  • слишком поверхностный анализ, быстрые необдуманные выводы. Приводит к тому, что выявлены не те показатели;
  • применение шпионажа. Как я уже говорил выше, что-то из этого применяется, но негласно. Если представителей компании на таком поймают, будет громкий скандал. А вот если при этом нарушается закон (например, разглашалось то, что по договору нельзя было говорить, или произошло несанкционированное проникновение на территорию), здесь и до суда недалеко.

Поэтому вы можете применять бенчмаркинг, но делать это нужно аккуратно, стараясь не лезть в запретные зоны.

Бизнес вообще полон сложностей, и не только таких, как бенчмаркинг. Поэтому я стараюсь не избегать проектов с большой конкуренцией, перегруженных задачами. Тема инвестирования интереснее, а иногда и проще. Не могу не упомянуть наших торговых роботов, которые приносят мне от 40 % в год, причем на автомате. Один раз установил, изредка проверяю и отслеживаю, и всё! Роботы от ADVISOR CAPITAL уже помогают многим сделать инвестирование проще и в разы выгоднее.

Больше информации в нашем Telegram

admin
Оцените автора
advisorcapital
Добавить комментарий