Как рассчитывается показатель NPV

Финансовая грамотность

Прежде чем инвестировать деньги в бизнес, нужно внимательно изучить его перспективы, определить, отобьются ли вложения и если да, то когда это произойдет. Чтобы узнать ответы на все эти вопросы, потребуется рассчитать показатель NPV. Узнав его, можно быстро определить, насколько эффективными будут вложения в компанию.

Что такое NPV

NPV – это чистая приведенная стоимость компании. Звучит сложно, но еще труднее становится, когда пытаешься найти внятное объяснение в сети. Сухие энциклопедические объяснения лишь запутывают, поэтому проще всего разложить NPV на простые детали.

Что есть чистая прибыль? Это то, сколько денег мы получим от доходов после вычета всех издержек. То есть, купив акции компании за 100 рублей и продав их через 10 лет за 200, мы заработаем 100 рублей чистой прибыли. Но так ли это на самом деле?

Нет. И это можно понять благодаря инвестиционному показателю NPV. Дело в том, что за 10 лет ценность денежных потоков кратно снизится: 100 рублей тогда и 100 рублей сейчас – это две разные суммы. За 10 лет инфляция в России достигла 100 %, это означает, что вы не заработали ничего. Лишь спасли свои деньги от обесценивания, но не более.

Зачем нужно считать NPV

NPV – важный показатель, позволяющий подсчитать возможную прибыль компании, в которую мы хотим вложиться. Однако нужно ли это вообще? Последние несколько десятилетий рынок постоянно рос. Те, кто просто вкладывались в акции компаний из SP&500, не задумываясь ни о каких NPV, давно разбогатели, потому что рост феноменальный.

Так зачем, спрашивается, изучать скучные формулы и тратить время на работу с ними каждый раз, когда планируешь вложиться в бизнес? Проще же инвестировать в компании из SP&500, как это советуют мудрые инвесторы, и горя не знать.

Для начала: SP&500 – это список из 500 крупных компаний США. Как вы собрались в них инвестировать сейчас? В обход санкций? Это бессмысленно и сложно. Во-вторых, в какие компании из списка вы собрались инвестировать? Во все? У нас есть плохие новости: за последние 16 лет список изменился полностью. Из него исчезла большая часть компаний. Куда? Обанкротились, были закрыты, поглощены другими.

Запомните: верить красивым графикам, инвестировать, не подумав, погнавшись за красивыми цифрами, – это путь к потере капиталов.

Если же в планах преумножать деньги, зарабатывать и совершать меньше ошибок, значит, нужно тщательно анализировать то, куда вкладываешься: вовремя продавать активы, которые скоро упадут в цене, следить за новостями, но главное – рассчитывать, сколько денег тебе принесет бизнес в будущем, до того как в него вложиться. А для этого придется помучиться с формулами показателя NPV.

Преимущества и недостатки подсчета NPV

Возникает закономерный вопрос: если у нас в арсенале есть показатель, способный ясно понять, насколько эффективными будут вложения, почему им почти никто не пользуется? А еще почему среди тех, кто использует его регулярно, нет сплошь долларовых миллиардеров? Ведь если может предсказать перспективы компании, то и заработать на ней очень просто.

Объяснить эти парадоксы можно легко: NPV обладает низкой достоверностью. Далеко не каждый инвестор заработал денег, вложившись в бизнес с хорошими показателями NPV.

А если какой-то инструмент не может похвастаться высокой точностью там, где она необходима, то вряд ли он станет популярен у широкого круга людей. Так и получается, что NPV не очень-то и популярен.

Хотя есть и еще одна причина низкой востребованности: сложность. Одного взгляда на формулу достаточно, чтобы по спине пробежал холодок, особенно если не дружил с математикой в школе. Слишком уж мудреной кажется формула расчета. И пусть в реальности никаких сложностей не возникнет, мало кто захочет разбираться в этом самостоятельно.

Еще не стоит забывать, что на бирже много трейдеров. Им нет дела до финансовых показателей компании. Они с помощью технического анализа и сиюминутных новостей ловят прибыль в рамках одной торговой сессии. И если они будут тратить время на подсчет экономического показателя NPV, то сойдут с ума, а еще ничего не заработают, потому что расчет требует слишком много времени.

С недостатками разобрались. Теперь о достоинствах:

  • возможность выяснить другие показатели проекта (например, движение денежных потоков, срок жизни проекта и т.д.);
  • больше возможностей для сравнения нескольких проектов;
  • грамотная оценка рисков.

Важно понимать: все недостатки и преимущества показателя NPV не значат ровным счетом ничего. Дело в том, что сам по себе этот показатель, в отрыве от других метрик, не обладает достаточной информативностью. Опираясь только на NPV, не получится сказать ничего толкового о проекте.

Отсюда и многочисленные недостатки. Но стоит лишь включить в исследования расчет и других показателей, как все минусы NPV тут же закрываются, а плюсы позволяют дать более точную оценку проекту для инвестирования.

Крупные инвестиционные компании всегда считают NPV. Разумеется, нельзя сказать, что они зарабатывают только благодаря расчету этого показателя. Но если бы его в анализе не было, их заработки наверняка были бы ниже. Поэтому не игнорируйте работу с NPV: ваш кошелек скажет вам спасибо.

Как рассчитать NPV

Одного взгляда на формулу достаточно, чтобы забыть даже о мысли производить какие-либо расчеты показателя NPV. Но переживать не стоит: формула выглядит страшной лишь на первый взгляд. Потратив на ее изучение несколько часов, вы точно разберетесь во всех нюансах и сможете точно вычислять NPV.

Но есть способ и для совсем ленивых – Excel. В любимом приложении инвесторов, финансистов и бухгалтеров уже давно есть формула для точного расчета показателя эффективности проекта NPV. Она называется ЧПС.

Вам лишь придется составить таблицу, в которую нужно внести следующие данные:

  • ставка дисконтирования;
  • первоначальные инвестиции;
  • выручка за первый год;
  • затраты за первый год;
  • выручка за второй год;
  • затраты за второй год;
  • выручка за третий год;
  • затраты за третий год.

Показатели выручки и затрат за год нужно прописывать на весь срок инвестиций. Следовательно, если вы планируете инвестировать в бизнес на протяжении 5 лет, то и выручку с затратами нужно указывать за промежуток в 5 лет.

Прелесть использования Excel – минимизация ошибок. Машина ошибается куда реже человека, поэтому получить неверный показатель NPV можно лишь в том случае, если в ваши данные закралась ошибка или вы оказались невнимательными.

Впрочем, не все люди доверяют бездумным машинам. Для ретроградов есть формула, и она не такая страшная, как может показаться на первый взгляд. Это и неудивительно, ведь в ней используются те же показатели, что и в Excel. Например:

  • n – временной отрезок, за который производится расчет;
  • Pk – денежный поток за выбранный интервал времени;
  • i – ставка дисконтирования;
  • IC – капитал, вложенный на этапе первоначальных инвестиций.

Вопрос: как всё это считать? Проще всего объяснить на простом примере. Допустим, вам досталось наследство от бабушки – 100 тысяч рублей. Вам хочется, чтобы эти деньги стали точкой входа в мир больших инвестиций, сделав из вас богача, поэтому вы решаете их инвестировать.

Так как вам хочется всего и сразу, период NPV – 1 год, ставка дисконтирования – 15 %, а размер денежных поступлений – 90 тысяч рублей. Что же мы имеем на промежутке в размере одного года? Отрицательное значение. Инвестиции не отобьются.

Но значит ли это, что проект в принципе убыточен? Нет, нужно лишь попробовать посчитать его NPV в более широком временном промежутке. И если в одном из подходящих для вас временных периодов проект оказался прибыльным, то можно задуматься об инвестициях. Есть шансы хорошо заработать и увеличить свой капитал.

Важно: лучшими для инвестиций считаются проекты с положительным или нулевым NPV. Отрицательные лучше не рассматривать. Исключение одно: проект имеет отрицательный NPV лишь в нескольких временных рамках, однако его инвестиционная привлекательность положительна в долгосрочной перспективе, и это вас полностью устраивает.

Анализ результата расчета NPV

NPV – простой показатель, а его значение сможет верно трактовать даже ребенок. Показатель NPV определяет прибыльность бизнеса на дистанции, а значит, если получили положительный результат, то на выбранной нами дистанции проект является прибыльным. В него можно инвестировать, если другие показатели также внушают оптимизм.

Результат нулевой? На выбранном этапе проект не принесет вам никакой прибыли, однако поможет уберечь капитал от инфляции и других факторов снижения ценности денежных потоков. В такие проекты можно инвестировать, но лишь с целью сохранить деньги, а не преумножить их.

Отрицательный результат – повод для беспокойства. Проект не сможет окупить все ваши затраты, а значит, с таким бизнесом следует быть осторожным. Впрочем, история знает много случаев, когда компании, которые не могут генерировать прибыль, зарабатывают баснословные деньги, а их акции растут. Поэтому рискнуть можно, но с большой осторожностью.

Сложности при расчете

NPV – не самый достоверный показатель, но это лишь одна из проблем. Другая заключается в том, что расчет может вызвать ряд сложностей. И это связано отнюдь не с формулой, а с иными фундаментальными причинами. Их часто упускают из виду не только новички, но и инвесторы с большим опытом.

Ставка дисконтирования

Вычислить ставку дисконтирования точно практически невозможно. Особенно если учитывать нужно не только проценты по кредиту в банке, но и другие тонкости. Например:

  • уровень инфляции;
  • изменение курса акций.

Эти показатели не статичные, а предугадать их не получается даже у крупных компаний с большим штатом аналитиков.

Отсутствие учета дополнительных расходов

Большинство людей склонны преуменьшать количество усилий и преувеличивать свой результат. Вы наверняка с этим сталкивались, когда брали в работу проект, рассчитывали выполнить его за несколько часов, а после мучились с ним пару дней.

С расходами дело обстоит ровно так же: мы забываем, что существуют непредвиденные траты, дополнительные расходы, которые пусть и кажутся несущественными, но могут сильно увеличить бюджет.

Например, вы инвестируете в коммерческую недвижимость и рассчитываете на определенную прибыль от аренды, однако совершенно забываете о дополнительных тратах – благоустройстве помещения, проведении косметического ремонта, оплате коммунальных услуг, пока не нашелся клиент.

С акциями проще, однако и тут дополнительные расходы часто игнорируются. А ведь они бывают значительными, если речь идет о торговле крупными суммами. Например, комиссии брокеру, комиссии за вывод средств и т. д. А ведь это оказывает прямое влияние на интегральный показатель NPV и, как следствие, корректность расчетов.

Отсутствие информации о доходах

Мы можем лишь предполагать, какие доходы принесет нам инвестиция. Но будет ли это предположение соответствовать реальности? Большой вопрос.

Вернемся к той же недвижимости. Допустим, вы купили отличное коммерческое помещение в центре города и рассчитываете получать за него 250 тысяч в месяц от съемщика.

Однако вы купили его в 2019 году, а уже в 2020 случился локдаун. Бизнес не заинтересован в помещениях: большинство сотрудников сидят на удаленке, поэтому никому не интересна площадь в центре города. А те, кто и будут вам звонить, наверняка попросят скидку из-за тяжелой ситуации. Итого: 250 тысяч рублей в месяц превратились в сплошные расходы на поддержание помещения. Вы ничего не зарабатываете, а лишь тратите.

А с инвестициями в фондовый рынок дела обстоят еще хуже. Рассчитываете на хорошие дивиденды, так как у «Газпрома» рекордная прибыль? Извините, но в этом году мы решили не выплачивать дивиденды.

И это лишь возможные сложности. А помимо них, существуют и ошибки, которые часто допускают даже профессиональные инвесторы.

Частые ошибки при расчете показателя эффективности NPV

Две самые популярные ошибки в расчетах напрямую связаны с особенностями человеческой психики: завышенные ожидания и небольшой горизонт планирования.

Первая проблема самая опасная: мы слишком сильно верим в успех проектов, которые нам небезразличны, игнорируя реальность. Из-за чего возникает опасный перекос: нам кажется, что не существует ни одной причины, почему проект должен провалиться.

Его слабые стороны кажутся нам несущественными, а сильные ультимативными, позволяющими захватить рынок. А ведь это очень опасное заблуждение! Пару лет назад в него поверил Марк Цукерберг, начав разработку метавселенной. И тогда казалось, что в этом действительно наше будущее: о метаверсе говорили все СМИ, а каждая компания делилась своими амбициозными планами построить новый мир.

Но потом Марк Цукерберг столкнулся с реальностью: его шлемы нужны лишь гикам, его продукт интересен лишь первые несколько дней, сами метавселенные не могут предложить ничего интересного, поэтому у них нет будущего, а вложенные миллиарды долларов в разработку едва ли вернутся.

Вторая проблема: у нас недостаточно знаний, навыков и интеллектуальных способностей, чтобы прогнозировать на годы вперед. О десятилетиях речи вообще не идет. Поэтому все разговоры об инвестициях, как о возможности зарабатывать долгосрочно, основываются исключительно на прошлом: сил анализировать будущее нет почти ни у кого.

И поэтому многие российские инвесторы в 2022 году оказались без денег: зарубежные активы заблокированы, российские упали в несколько раз. Малый горизонт планирования не позволил предвидеть этот риск.

Итог один: NPV – хороший показатель для анализа, однако на него не нужно делать большой ставки. И уж точно не нужно считать NPV на дистанции в 10–15 лет – шансы ошибиться слишком высоки.

Больше информации в нашем Telegram

admin
Оцените автора
advisorcapital
Добавить комментарий