Как провести анализ активов

Финансовая грамотность

Инвестиции приносят доход, когда ясно понимаешь, во что инвестировать, видишь перспективы компании, умеешь определять ее истинную ценность. И без анализа активов с этой задачей не справиться, поэтому инвесторам стоит понимать, как проводить анализ, а также владеть всеми методами для его эффективного выполнения.

Зачем нужен анализ активов

Нассим Талеб – один из немногих, кто заработал на мировом кризисе 2008 года. Ему удалось сделать это не благодаря везению или отточенной интуиции, а знаниям: еще в 2003 году ему в руки попались внутренние документы ипотечной компании с анализом ликвидности активов.

Он понял, что ситуация у компании плачевна, убедился, что почти весь ипотечный бизнес – колосс на глиняных ногах, поэтому стал ставить против рынка и заработал несколько миллионов долларов. Наглядный пример, почему нужно проводить тщательный анализ активов.

Но что вообще из себя представляют активы компании? Если вкратце, то абсолютно всё имущество бизнеса, которое используется в работе. Даже кредит на крупную сумму – это актив, потому что на полученные деньги компания способна наращивать свои мощности, выходить на новые рынки, увеличивать штат, развиваясь значительно быстрее.

Если мы говорим сугубо об инвестициях, то анализ нужен, чтобы понять, насколько эффективно компания распоряжается средствами и есть ли у нее деньги для дальнейшего роста.

Простой пример: вам известно, что небольшой IT-стартап взял кредит на крупную сумму, чтобы покорить рынок своей идеей. Но вместо захвата рынка случилось лишь увеличение штата сотрудников, новый офис в модной компании и полное отсутствие интереса к продукту. Налицо нерациональное расходование средств, отсутствие перспектив и возможное банкротство, поэтому в такую компанию инвестировать не стоит.

Однако во всяком правиле есть исключения. Еще один простой пример: компания Uber. На протяжении нескольких лет она только и делала, что демонстрировала сплошные убытки. К тому же вокруг нее возникали постоянные скандалы (уход с рынков, забастовка таксистов). Активы компании – это бесконечные долги и вера инвесторов.

Тем не менее бизнес рос и продолжает расти. Объяснить это просто: слишком уж инновационная идея. К тому же рост аудитории ясно дает понять, что даже с большими долгами бизнес рано или поздно начнет генерировать миллиардные доходы. Поэтому анализ активов и пассивов подобных стартапов часто сбивает с толку: бизнес глубоко убыточен, но его стоимость постоянно растет.

Это тоже нужно учитывать, но анализ активов всё же должен быть для вас на первом месте.

Виды активов на предприятии

Прежде чем заниматься анализом активов предприятия, стоит понять, какие виды вообще существуют. И здесь есть где разгуляться, потому что активы можно разбить на четыре большие группы:

  • по форме;
  • по скорости оборота;
  • по участию в бизнес-процессе;
  • по степени ликвидности.

О каждой группе необходимо говорить отдельно.

По форме

Такие виды активов можно разделить на три вида:

  • материальные;
  • нематериальные;
  • финансовые.

С последним всё понятно: это деньги компании. Но не только те, что лежат на банковском счете, но еще и кредитная задолженность, а также денежные эквиваленты в акциях и облигациях других компаний. Всё-таки свободные деньги должны работать, так почему бы их не инвестировать на рынке?

Нематериальные активы – это всё то, что нельзя пощупать, но что приносит бизнесу существенную пользу. Например, патенты или разработанное программное обеспечение для работы. Приложение Яндекс Go генерирует компании миллиардные доходы, являясь при этом нематериальным активом.

С материальными активами всё просто: это имущество компании, которое используется для работы. Например, компания McDonald’s зарабатывает не на производстве и продаже бургеров, а благодаря земле – материальному активу компании. Миллиарды долларов в год!

По скорости оборота

Существуют:

  • оборотные;
  • внеоборотные.

Анализом оборотных активов чаще занимаются инвесторы, рассчитывающие на доход в рамках одного года, ведь именно в пределах этого времени «срок годности» подобных активов и находится.

К оборотным активам относится:

  • краткосрочный банковский вклад;
  • деньги на расчетном счете или в кассе;
  • запасы сырья.

Внеоборотные активы – это недвижимое имущество, программное обеспечение (компания сама устанавливает срок его жизни, но он редко меньше года) и другие ценности, который имеют длительный срок полезного использования.

По участию в бизнес-процессе

Можно разделить на операционные и инвестиционные. Первые – те, что уже находятся в обороте и приносят компании прибыль. Например, автомобили для перевозки пассажиров у таксопарков.

Инвестиционные – те, что позволят компании зарабатывать деньги, но в будущем. Например, новая нейросеть от Сбера. Сейчас она генерирует лишь убытки, но в будущем позволит компании стать первой на рынке в РФ и получать миллионные прибыли.

По степени ликвидности

Можно разбить на четыре большие категории:

  • высоколиквидные – те, что можно быстро реализовать, например деньги, акции, облигации и т. д.;
  • быстро реализуемые, например краткосрочная дебиторская задолженность;
  • медленно реализуемые, например кредит со сроком погашения более года, продукция и сырье на складе;
  • труднореализуемые – материальное имущество компании, недвижимость и т. п.

Полный финансовый анализ активов рядовым инвестором невозможен, так как большая часть информации представляет собой коммерческую тайну и необходима финансовому отделу и бухгалтерии предприятия.

Однако даже те данные, что есть в открытом доступе, позволяют оценить перспективы компании и возможности для роста.

Данные и инструменты для анализа активов

В компаниях всегда есть отдел или ответственное лицо, которое занимается анализом активов. Если речь идет о действительно крупном бизнесе, то, как правило, используются специализированные инструменты, учитывающие сотни переменных.

Однако инвестору нет необходимости покупать дорогостоящее программное обеспечение, особенно на первых этапах. Это нецелесообразно, так как едва ли у вас на руках будет полная финансовая отчетность бизнеса со всеми переменными. Поэтому вам хватит таблицы в Excel. Да, инструмент кажется совсем уж простым и невзрачным, но, поверьте, таблицы от Microsoft или Google – это лучшая программа, которой должен пользоваться каждый инвестор.

А еще рекомендуем инвесторам, начинающим и опытным, воспользоваться торговыми ботами от ADVISOR CAPITAL. Робот будет самостоятельно совершать сделки за вас в соответствии с настройками, выбирая наиболее подходящий момент для покупки или продажи актива. Доходность с подобными решениями может быть от 40 % в год, поэтому торговые роботы стали неотъемлемой частью мира инвестиций.

Возникает закономерный вопрос: какие данные вносить в таблицу для анализа структуры активов? Ведь именно информация дает полное представление о перспективах компании, а ее сбор не удастся отдать на откуп машине, сколько бы вы ни пытались.

О любой компании можно собрать тысячи данных, но в таком массиве информации вы потеряетесь. Да и тратить на анализ каждой компании, акцию которой вы хотите купить, несколько дней – затея, мягко говоря, не самая удачная.

Поэтому перечислим необходимый минимум для инвесторов, который к тому же можно найти в открытом доступе:

  • ликвидность. Это возможность бизнеса быстро избавиться от излишков имущества в трудные времена по цене не ниже рыночной. Чем выше ликвидность компании, тем выше вероятность, что ее акции вы сможете в любой момент продать по той же или более высокой цене, чем покупали;
  • оборачиваемость активов. Это время, за которое компания успевает полностью использовать актив. Например, продать партию товаров;
  • рыночная стоимость компании. То, за какую цену компанию можно купить на рынке. Чем выше стоимость, тем устойчивее бизнес, однако тем меньше перспектив для быстрого роста (крупные компании не способны расти на десятки процентов в год).

Также можно включить в анализ показатели выручки, валовой прибыли и постоянных затрат компании. Пусть эти данные и не играют столь большой роли для инвестора (Uber растет несмотря на убытки), но они всё равно не будут лишними, если вы решите действовать осторожно и наверняка.

Методы финансового анализа

Сухие цифры не дают никакого понимания о состоянии дел, поэтому оценка и анализ активов должны проводиться с помощью методов, которые позволят наделить эти цифры смыслом.

Например, что скажет о компании выручка в 5 миллиардов рублей за год? Успешный ли это бизнес? Кто-то ответит, что да, однако это будет ошибкой. Вдруг несколько лет до этого компания демонстрировала выручку в 5 миллиардов, но уже в долларах? По сравнению с этой суммой 5 миллиардов рублей вызовут у инвесторов не интерес, а панику.

Поэтому были разработаны методы финансового анализа, которые позволяют оценить реальные перспективы бизнеса, найти его слабые места и определиться, стоит вкладывать в компанию деньги или нет.

Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса

Достаточно простой метод анализа: полученные данные сравниваются с результатами прошлых лет. Это позволяет провести анализ динамики активов, увидев тренды и магистральную линию развития.

Обратимся к примерам: компания «Яндекс» опубликовала финансовый анализ, в результате которого ясно видно, что бизнес заработал в 2022 году еще больше, чем в предыдущем. При этом мы можем наблюдать, что источники доходов всё больше диверсифицируются.

Если раньше львиная доля выручки приходилась на рекламу, то сейчас такси и сервисы по доставке продуктов начинают генерировать стабильный доход. Также прибыль начали приносить музыкальный и стриминговый сервисы. Это хороший сигнал, так как мы понимаем, что компания не рухнет, если обвалится рекламный рынок: у нее есть и другие источники заработка, которые только растут. И мы смогли понять это, сравнив показатели с прошлым годом с помощью горизонтального анализа.

Вертикальный анализ

Вертикальный анализ органично дополняет горизонтальный. С его помощью мы определяем, как те или иные факторы влияют на выручку компании. Например, если бизнес вкладывается в сомнительные стартапы, которые не генерируют прибыль, мы увидим отражение этих действий в итоговых результатах.

Важно ясно видеть, на чём компания зарабатывает. Если есть несколько продуктов и источников дохода, которые растут, новые направления начинают приносить прибыль, значит, вложение в такой бизнес – хорошая идея, которая позитивно скажется на вашем капитале.

Сравнительный анализ

Здесь всё просто: сравнение показателей компании с конкурентами. У кого больше шансов на рынке и чей продукт более востребован? Например, сравнив Samsung и Apple, мы придем к мнению, что на мобильном рынке у корейского бренда почти нет шансов, однако и продажи Apple начали падать: вложение в эти компании пока не оправдано.

Анализ финансовых коэффициентов

Анализ финансовых коэффициентов – это метод, который позволяет понять, как одни показатели влияют на другие. Например, как стоимость ресурсов влияет на чистую прибыль.

Не будем далеко уходить и обратимся к рынку смартфонов: в 2020 году случился кризис полупроводников, а также эпидемия коронавируса, которая оборвала привычные цепочки поставок. Из-за этого смартфоны стало дороже делать, что понятным образом сказалось на прибылях компаний по их производству.

И нюансов, которые могут влиять на прибыль, очень много. Например, компания Apple отказалась от зарядного блока в смартфонах, из-за чего коробка стала меньше. Следовательно, теперь можно перевезти больше смартфонов, затраты на транспортировку снижаются, из-за чего бизнес экономит миллиарды долларов. А чем больше у компании денег, тем счастливее и богаче инвесторы.

Показатели состояния активов

Анализ эффективности активов невозможен, если вы также не изучаете их состояние. Всё-таки даже прибыльный актив сегодня может стать абсолютно неликвидным и убыточным в ближайшее время.

За примерами далеко ходить не надо: приложение Clubhouse вышло пару лет назад и тут же стало вирусным. Казалось бы: в компанию разработчика нужно вкладываться, ведь у них такой ценный актив!

Однако профессионалы понимали, что приложение совсем уж нишевое, а отсутствие версии для Android сильно ограничивает перспективы для роста, поэтому от крупных вложений отказывались. Слишком уж сомнительный актив. И где сейчас Clubhouse? О нём забыли, актив никому не нужен.

Инвестору важно оценить не только то, какие активы есть в распоряжении бизнеса, но и то, в каком они состоянии. Нет смысла вкладываться в таксопарк, в распоряжении которого российский автопром начала нулевых, даже если машин в нём больше, чем у всех конкурентов, вместе взятых.

Финансовый анализ активов – это важное исследование, которое необходимо провести, прежде чем инвестировать даже небольшую сумму. Только досконально изучив компанию, взвесив все за и против, можно сделать правильный выбор и заработать большие деньги.

Больше информации в нашем Telegram

admin
Оцените автора
advisorcapital
Добавить комментарий